Каталог статей
Воображение. Музыкальные лады в рисунке.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, прослушиваемой музыки все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: -непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); -произвольное или активное воображение: -воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия. Воображение, его процессы и механизмы рассматриваются в психологии как важнейший показатель креативности человека, его способность к воспроизводству новых образов и идей. Процесс воображения не мыслим без накопленных человеком знаний, умений, эмоций, ярких жизненных впечатлений. Замечено, что воображение тесно связано с музыкально – слуховыми представлениями, музыкальной памятью, чувством ритма, ладовым чувством, то есть музыкальными способностями. Тем не менее, об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов. Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения младших школьников, которая основывается на активном привлечении ассоциаций младших школьников, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений. Суть нашей методики в следующем: чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель, в нашем случае младший школьник, тем ярче, точнее и содержательнее будут отражающие их внутренне слуховые образы, а значит, активизируется его воображение. В связи с этим, важно: · подобрать яркий звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии и всей эмоциональной сферы учащихся, · стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки. Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
Музыкальные лады в рисунке С целью определения эмоциональных состояний в ситуации восприятия музыки использовалась методика «Цветовое моделирование музыки» Т.А. Барышевой. Правомерность использования цветового метода с целью определения эмоциональных состояний в ситуации восприятия музыки подтверждается, с одной стороны, рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека (в том числе ребенка) и вызывать определенные эмоциональные состояния, с другой стороны, исследованиями, в которых разрабатывается идея единства цвета и музыки как средств эмоциональной выразительности. Для того чтобы метод цветовых предпочтений «действовал» эффективно, у детей формировалось осознанное отношение к цвету как средству эмоциональной выразительности. Для этого была создана проблемная ситуация: рассказали детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: «Когда в эту комнату входит человек, то комната сразу расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению вошедшего в нее человека. Как вы думаете, какие цвета соответствуют печали? А радость, какими красками мы нарисуем?». Одним из самых доступных и обоснованных вариантов цветового метода является «малый» цветовой тест Люшера. Детям после прослушивания музыкального произведения предлагалось «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку (8 основных цветов предлагает учитель). Затем дополнить композицию своими красками. Такое сочетание «обязательных» для выбора цветов и свободнее «сочинение» собственных позволяет с достаточной точностью анализировать результаты с помощью психологических интерпретаций цветов и их сочетаний. Эмоциональные переживания младших школьников в процессе восприятия музыки можно проанализировать на основе связи цвета и эмоций у детей. По результатам методики «Цветовое моделирование музыки» выявлено, что школьники «рисуют музыку», используя восемь основных цветов, соответствующих описанию в тесте Люшера, некоторые дополняют композицию другими красками. Изображают музыку размытыми линиями и пятнами. Встречаются волнообразные и четкие линии, зигзаги, завитки, круги, фигуры. Анализируя композиции, условно разделили рисунки школьников на три группы: 1) Размытые линии и пятна; 2) Четкие линии; 3) Фигуры. Размытые линии рисуют 51% школьников, четкие линии рисуют 30% школьников, фигуры наблюдаются у 19% школьников. 81% школьников рисуют музыку в цвете различными по направлению и четкости линиями, размытыми пятнами, а 19% испытуемых изображают музыку в цвете и пытаются нарисовать некий образ, используя геометрические фигуры. Это свидетельствует о том, что музыка воспринимается ими не только на основе коллективного бессознательного, а на индивидуальных переживаний. В ситуации восприятия мажорной (радостной) музыки из восьми предложенных цветов младшими школьниками не используются цвета серый и черный. Остальные цвета используются в сочетании. При рисовании мажорной музыки у 89% школьников преобладает желтый цвет, 81% школьников использует красный цвет, зеленым цветом рисуют 73% испытуемых. Такие модели музыки свидетельствуют о позитивном и активном характере эмоциональных состояний, возникающих в ситуации восприятия музыки. О пробуждении познавательной сферы, активизации интеллектуальных чувств. Музыкальное произведение в данном случае стимулирует потребность действовать. 51% школьников используют в своих рисунках фиолетовый цвет, фиолетовая гамма композиции, как результат восприятия музыки, означает состояние романтической зачарованности, появления эстетических чувств. Музыка в данном случае – волшебный мир, таинственный, полный загадок и очарования. Синий цвет используют 24% испытуемых, «синие модели» музыки свидетельствуют о возникновении эмоционального контакта с музыкальным произведением, сильного и глубокого эстетического сопереживания, коммуникативных чувств. Когда синий цвет и различные его оттенки доминируют в цветовой композиции, можно предполагать, что при восприятии данного музыкального произведения у испытуемых возникла потребность в эмоциональном покое, отдыхе, гармоничное, позитивное отношение. 11% школьников используют коричневый цвет, коричневые композиции музыки, как правило, негативны по эмоциональному знаку, связаны с ощущениями дискомфорта, конфликта, опасности и тревоги. Если объективная эмоциональная программа воспринимаемого произведения иная, в этих случаях правомерна констатация конфликтного с эмоциональным содержанием музыки эмоционального диалога или отрицательного отношения к данному произведению, «неприятие» музыки. Мажорная (радостная) музыка у большинства младших школьников ассоциируется с теплыми тонами красок, это желтый, красный, зеленый. При рисовании минорной (грустной) музыки испытуемые используют все восемь предложенных цветов. Отдавая предпочтение холодным тонам красок, фиолетовый цвет используют 81% школьников. Фиолетовая гамма композиции при восприятии музыки означает состояние романтической зачарованности, появления эстетических чувств, мотивация «бегства» в мир фантазий, мечты, собственных переживаний. Синий цвет доминирует у 76% школьников. Синие композиции музыки свидетельствуют о возникновении эмоционального контакта с музыкальным произведением, сильного и глубокого эстетического сопереживания, коммуникативных чувств. Зеленый цвет преобладает в композициях у 70% испытуемых. Эмоциональное содержание этих моделей – гордость, напряженность, сдержанность и достоинство. Используют серый цвет в сочетании с другими цветами 22% испытуемых. Серый цвет эмоционально нейтрален, лишен каких-либо стимулирующих и психологических тенденций. Черный цвет подчеркивает и усиливает свойства другого цвета у 27% испытуемых. Красный цвет дополняет композицию у 43% школьников, коричневый встречается у 35% школьников, желтый цвет используют лишь 14%. Нет одноцветных моделей, в композициях используются четыре – пять цветов. Использование испытуемыми цветов при восприятии мажорной и минорной музыки распределилось следующим образом в соответствии с рисунком 1. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мажорная музыка легче воспринимается младшими школьниками, ассоциируется с теплыми цветами, в композициях прослеживается в большинстве случаев положительный полюс переживаний. Минорная музыка более сложна для восприятия младшими школьниками, используются все цвета, хотя предпочтение отдают холодным оттенкам, в композициях преобладают амбивалентные переживания по эмоциональному значению использования цветов.
| |
Просмотров: 326 | |
Всего комментариев: 0 | |