Каталог статей
Подготовила: Лукьянова Ольга Анатольевна, методист МОАУДОД ЦДОД г. Райчихинска, 1 кв. категория.
Проектирование деятельности направленной на взаимодействие семьи и МОАУДО "ДДЮ" города Райчихинска как социально-педагогических партнеров
Традиционные подходы в педагогической науке описывали взаимодействие образовательных учреждений и семьи в аспекте привлечения семьи к решению проблемных вопросов ребенка, с которыми сталкивались педагоги при организации образовательного процесса, решая профессиональные задачи. Как правило, контакты семьи и педагогов учреждений дополнительного образования детей производили по поводу подготовки их детей по той или иной направленности, поведения в учреждении, повышения психолого-педагогических знаний родителей и других подобных вопросов. На этапе подготовки проекта мы постарались выявить и обозначить основные проблемы современной семьи. Уже не первый год в МОАУДОД ЦДОД города Райчихинска реализуются программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Педагоги Центра ведут свою образовательную деятельность на базе ДОУ №2, №19, №31. Педагогами Центра был проведен опрос родителей воспитанников дошкольного возраста. Родителям предлагалось ответить на несколько вопросов касающихся организации совместной деятельности, воспитания и развития их детей. Проанализировав ответы родителей, было выявлено, что иногда родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка. Очень часто представители старшего поколения избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством, а также в воспитании ребенка по разным причинам принимает участие только один из членов семьи (мать, бабушка, реже отец). Сегодня большая часть родителей стремится откупиться от личного общения с детьми подарками, лишая их живого участия, поддержки. На сегодняшний день изменились учреждения дополнительного образования детей, изменилось отношение к учреждениям в социуме, произошла резкая дифференциация семей как по экономическому состоянию, по социальному статусу, так и по целевым установкам, которые ставят родители, воспитывая своих детей, и тем самым предъявляют новые требования к образовательным учреждениям. На наш взгляд, развитие, социализация ребенка дошкольного возраста, его адаптация в обществе сверстников и взрослых, будет проходить более плодотворно только в условиях совместной деятельности родителей, детей и педагогов. На основании вышеизложенного нами была определена тема проекта: взаимодействие семьи и МОАУДОД ЦДОД как социально - педагогических партнеров через создание семейного клуба «МИР ДЕТСТВА». Целью реализации данного проекта является организация процесса взаимодействия семьи и МОАУДОД ЦДОД как социально-педагогических партнеров, отвечающего современным потребностям социума. Были определены задачи:
Участниками реализации проекта являются: администрация Центра, педагоги дополнительного образования, воспитанники и их родители, социальные партнеры. Сроки реализации проекта 2013-2015 г. Образовательная программа для дошкольников у нас комплексная: предполагается проведение занятий 3 раза в неделю, из них: 2 раза в неделю, продолжительностью, по принципу – «Педагоги-дети-родители». Организуются занятия, состоящие из занятий 4 направленностей. Например:
По субботам для детей с родителями будут организовываться совместные мастер классы, праздничные мероприятия, походы выходного дня, выездные экскурсии. 1 раз в месяц по принципу - «Педагоги-родители». Будут проводиться различные родительские собрания, где будут решаться вопросы совместной деятельности в клубе. Педагогический комплекс занятий для шестилетних детей и их родителей является профилактикой школьной неуспешности, способствует повышению адаптивных возможностей детей и родителей, подготовке их к школе. Все занятия эколого-биологической направленности будут носить исследовательский и экспериментальный характер, которые должны будут «вызвать» в уме дошкольника тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Как известно, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно действенное формы мышления, кроме того, к концу дошкольного возраста складывается логическое мышление. Н.Н.Поддъяков называл экспериментированием особый тип мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Реализация поставленных задач начинается с построения предметно-пространственной среды, которая позволила бы включить деятельность экспериментирования. Такая среда предполагает создание в учебном кабинете специально организованного пространства (уголок экспериментирования), позволяющего детям как можно полнее общаться с природными объектами, а педагогу дополнительного образования - эффективнее организовывать проведение занятий. Для уголка подбираются различные материалы и объекты: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена, природный материал, пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, медицинский материал, зеркала, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и прочее. При организации исследовательской деятельности, знания не даются в готовом виде, педагог организует учащихся на их добывание, открытие. На занятиях дети познакомятся с микроскопом, лупами, биноклями и другим оборудованием, которые используются в исследовательской и экспериментальной деятельности. Используя цифровой микроскоп, ребята смогут рассмотреть насекомых, узнать, почему некоторые насекомые ходят по стенам, как деревьям удается оставаться высокими и не сгибаться под ветром и силой тяжести, рассмотреть маленькие грибы (дрожжи) и узнать, почему они любят сладкое. Ребята будут знакомиться с агрегатными состояниями воды, значением воды в жизни растений, животных, человека. Познакомятся с воздухом и его свойствами, с приспособлением птиц к полету по воздуху. Дошкольники смогут сравнить мир в капле воды с миром в капле из лужи, и многое другое. Целью занятий технической направленности является обучение дошкольников основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление их с принципами технического моделирования. У ребят развивается интерес к технике и техническим видам спорта, происходит развитие конструкторской мысли и привитие трудолюбия. На занятиях обучающиеся приобщаются к теоретическим знаниям и практической деятельности, связанными не только с моделизмом, но и с «большой» техникой. Занятия в театральной студии «Сюрприз» позволят ребенку полнее выражать свои переживания, вступать в диалог с миром, давать выход любым эмоциям. А эстетическое воспитание ускоряет интеллектуальное развитие, помогает проявиться самым разным способностям. В программе занятий: упражнения на подражание (голосам зверей, птиц), игры-импровизации, игры и упражнения на перевоплощение, знакомство с системой кукол (пальчиковые, планшетные, перчаточные, тростевые), инсценировка сказки. Декоративно-прикладная направленность: «Бабушкин сундучок» - это прекрасная возможность создать своими руками уникальный подарок к празднику (день рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта и другие), а также познакомиться с материалами скульптора (глина, гипс), попробовать свои силы в прикладном искусстве, ощутить радость творчества. Дети не только лучше узнают окружающий мир, но и тренируют наблюдательность, внимание, воображение, пробуждают свои творческие способности через работу в технике батик (росписи по ткани) или лепку из глины. Праздники - это часть нашей программы работы семейного клуба. Праздник для нас - это не просто утренник, на котором дети читают стихи и поют песни. Организация семейных праздников в нашем учреждении это возможность подарить дошколятам чудо: в тех маленьких спектаклях, в которых играют дети вместе с родителями, в песнях, которые дети исполняют, помогая сказочному герою, в играх и конкурсах для родителей с детьми. И еще - это возможность учиться видеть и слышать других, радоваться успехам других. Планирование экскурсий будет осуществляться совместно с родителями. Благодаря тому, что в учреждении имеется собственный автобус, мы имеем возможность проводить такие выездные экскурсии как: экскурсия в город Благовещенск с целью посещения детских спектаклей драматического театра, в аквапарк, в городской парк отдыха. Также в нашем учреждении имеется опыт работы по организации экскурсий не только по Амурской области, но и в другие регионы. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности учреждения и семьи. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и направлен наш проект. Для получения результата (достижения выделенной цели) требуются различные ресурсы. Сегодня в детском Центре имеется методический кабинет, актовый зал, игровая комната и 6 учебных кабинетов, а также 3 медиа - установки, интерактивная доска, 15 компьютеров, 5 принтеров, ламинатор, брошюратор, 2 цифровых микроскопа, лабораторный комплект для проведения исследовательских работ «Пчелка-У-Био», детский автобус. На городском конкурсе инновационных проектов была отмечена социальная значимость проектной работы по созданию семейного клуба. В рамках муниципальной целевой программы «Развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях г. Райчихинска» были выделены денежные средства на реализацию нашего проекта.
| |
Просмотров: 794 | |
Всего комментариев: 0 | |