Воскресенье, 06.10.2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Развитие эстетического вкуса у подростков на занятиях в студии моды и стиля

.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и национальной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приоритетной задачей современного образования является создание условий для воспитания гармоничной личности с широкими эстетическими запросами, с потребностью в активной творческой деятельности и развитым эстетическим вкусом. В связи с этим развитие эстетического вкуса у подростков на занятиях в студии моды и стиля является актуальным.

«Эстетический вкус», рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся способностью, потребностью и готовностью на основе чувственного восприятия к эстетической оценке и осознанному свободному эстетическому выбору.

С целью развития эстетического вкуса у обучающихся на занятиях в студии моды и стиля во дворце детей и юношества созданы все условия.

Для успешной образовательной деятельности учащихся творческой студии «Шпилька» приобретена мультимедийная установка, акустическая система, цветной принтер для печати на бумаге и ткани, швейные машины, парикмахерский манекен, манекен для пошива одежды, гладильные доски, утюги, инструменты для завивки и выпрямления волос, маникюрные инструменты, стерилизатор, микроскоп и т.д. Установлены модульные столы, выполнение на заказ по нашему авторскому эскизу позволяющие зонировать образовательное пространство, работать в группе, парами, либо индивидуально. Для демонстрации конкурсных работ воспитанниц установлена витрина, организовано световое зонирование помещения. Для реализации принципа наглядности созданы и систематизированы мультимедийные презентации, видео уроки, мастер-классы, подобран демонстрационный материал (отрезы ткани, швейная фурнитура, элементы одежды и утвари, различные аксессуары, образцы косметических средств и т.д..

Разработана и реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Твой стиль». Цель данной программы развитие у подростков творческих способностей и эстетического вкуса, формирование у подростков знаний, навыков и умений в области моды.

Отличительная особенность данной программы от других программ схожей направленности заключаются в том, что программа «Твой стиль» предполагает изучение всех сфер индустрии красоты, включая моду, визаж и парикмахерское искусство, а также изучение различных способов декорирования, изготовление коллекции одежды, объектов предметного дизайна и аксессуаров с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства. Кроме того, особенностью программы «Твой стиль» является интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, культурология, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Междисциплинарный подход в программе «Твой стиль» является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объедение, систематизация и расширение полученных знаний, что служит основой развития познавательного интереса, творческой активности, и в итоге, развитию эстетического вкуса.

Организация учащихся по данной программе строится по принципу эвристической и творческой деятельности.

Занятия строятся с учетом методов, приемов, средств и форм, направленных на развитие когнитивной, ценностно-мотивационной и деятельностной (творческой) составляющих эстетического вкуса.

Так при использовании проектного метода были реализованы следующие виды проектов:

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (коллекция одежды, конкурс), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (демонстрация коллекции, сценарий конкурса). В качестве примера можно привести: создание коллекции одежды «Домино», «Русские узоры», Пинк (Pink) Информационные ‒ сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; требуют детальной разработки. (Например, проект по созданию национальной обереговой куклы «Крупеничка» в рамках областного этапа всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», проект «Новая жизнь старой бутылки».

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Например, проект воспитанниц «Гуманность испытаний косметики на животных»

Также мною используются проблемные методы обучения.

Например, прием «Силовой анализ» используется для анализа конкретной ситуации, проблемы. Занятие «Натуральная косметика панацея или миф?». Обучающимся заранее предлагается список тем с целью выявления достоинств и недостатков натуральной косметики. На занятии главная проблема для обсуждения ‒ натуральная косметика миф или панацея?

Исследовательские методы обучения. Например, проведение исследовательской работы «Влияние касторового масла на рост ресниц» (приложение Л).

Имитационные упражнения, деловые игры, эвристические беседы. Например, занятие ‒ деловая игра «Маникюрный салон». Игровой моделью является рабочий день такого салона.

Драматизация монолога (введение в речь цитат, народных эпосов, мифов, легенд, оригинальных высказываний выдающихся людей). Например, при изучении раздела программы «Материаловедение» на занятии «Ткачество– новый этап в развитии человечества» учащимся была рассказана легенда Овидия об Архане ‒ девушке-ткачихе, которая осмелилась поспорить в искусстве ткачества с самой богиней Афиной, за неуважение к богам Афина превратила Архану в паучиху. При знакомстве с натуральными видами волокон шерсть, хлопок, лен, шелк, использовались мифы и легенды, так при изучении шерсти был изложен миф «О золотом руне», при изучении шелка китайский легенда о появлении шелковой нити.

Для эффективного решения конкретных задач используются различные приемы:

«Шаг за шагом»

«Корзина идей, понятий, имен»

«До - После»

«Вопросительные слова»

«Белые пятна»

Используются разнообразные формы обучения:

Занятие-дискуссия, занятие-викторина, занятие-путешествие, занятие-вернисаж, деловая игра, занятие-мастер-класс, выставки, экскурсии, конкурсы и показы и др.

Например: занятие-вернисаж по теме: «Мода в Средние века». Для проведения занятия нами было подготовлено несколько «экспонатов» для нескольких залов «виртуального» музея средневековой моды. Причем «экспонаты» для каждого зала подбирались так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких «экспонатов» использовались репродукции картин художников с изображением дам и кавалеров, романского и готического периодов, периода бургундских мод, отдельные элементы одежды и аксессуаров перечисленных периодов. «Экскурсовод» должен в течение 5 минут подготовить связный рассказ о моде того периода виртуальный зал музея, которого он представляет. В подготовке рассказа ему помогают 2 «советника». Основную тему повествования учащиеся выбирают сами.

Занятие-мастер-класс «Причудливость стиля Барокко» создание игольницы- туфельки в стиле Барокко.

Для проверки эффективности образовательного процесса направленного на развития эстетического вкуса, в мае 2018 года было проведено изучение уровня развития эстетического вкуса у обучающихся. Диагностика осуществлялась с использованием методик:

авторского теста «Эстетика- наука о прекрасном»;

методики B.C. Аванесова «Измерение художественно-эстетической потребности»;

методики «ВАН ГОГ» Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой.

Полученные в ходе изучения данные об уровне сформированности эстетического вкуса по всем критериям представлены в таблице.

Таблица ‒ Уровень сформированности эстетического вкуса у учащихся студии моды и стиля «Шпилька» обучающихся по программе «Твой стиль»

В процентах

Критерий

Уровень

Показатели

Когнитивный (эстетические знания)

Высокий

57

Средний

35

Низкий

8

Ценностно-мотивационный (эстетические потребности)

Высокий

50

Средний

36

Низкий

14

Деятельностный (эстетическое отношение)

Высокий

48

Средний

36

Низкий

16

 

Полученные в результате проведенной диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии эстетического вкуса. Было установлено, что у большинства учащихся группы высокий уровень эстетических знаний (57 %), что свидетельствует о наличии глубоких, осознанных эстетических знаний и представлений. Ценностно-мотивационный критерий, выраженный показателем эстетических потребностей в группе достаточно высок (50 %) это указывает на то, что у большинства учащихся сформированы эстетические предпочтения, эстетические идеалы, наблюдается тенденция к эстетическому самосовершенствованию. Показатели высокого уровня эстетического отношения (48 %) определялся стремлением учащихся к активной творческой деятельности, соотнесением воспринимаемых эстетических объектов и явлений с собственным эмоциональным эстетическим опытом, способностью к эстетической рефлексии.

Таким образом, можно отметить, что по результатам проведенного исследования наблюдается положительная динамика уровня эстетического вкуса, что говорит об эффективности использования форм, методов, приемов, направленных на его развитие.

 

 

 

 

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (22.10.2019)
Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar