Воскресенье, 06.10.2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Организация семинарских занятий в МОАУДО "ДДЮ"

Из опыта использования приемов технологии развития критического мышления

При организации теоретических семинаров и семинаров  – практикумов мною всегда используются  приемы развития критического мышления. Каждый прием может быть использован на различных этапах семинара.

1. Мозговая атака

Мозговая атака (не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950). Оба словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина — BRAINSTORMING, однако используются в разных сферах и выполняют разные функции.

Как методический прием МОЗГОВАЯ АТАКА используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова при работе с фактологическим материалом.

1-й этап. Участникам семиара предлагается подумать и записать ВСЕ, что они знают или думают, что знают, по данной теме.

2-й этап. Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1.    Жесткий лимит времени на 1 -м этапе (5—7 минут).

2.    При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

3.    Оперативная запись высказанных предположений.

Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

Примечание. Парная мозговая атака очень помогает молодым педагогам, для которых сложно высказывать свое мнение перед опытными педагогами. Обменявшись мнением с товарищем, такой педагог легче выходит на контакт со всем педагогическим коллективом. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу педагогов.

2. Групповая дискуссия

В ходе групповой (дискуссия — от лат. discussioисследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.; Сл. иностранных слов. — М.,1954) педагогам предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Групповую дискуссию использую как на стадии вызова, так и

на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором — возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Форма групповой дискусии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

  1. Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом» (Вуджик Т. Как создать идею. — СПб., 1997. С. 69).

Последовательность действий проста и логична:

1.  Посередине чистого листа (доски)  написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2.  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

 По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами соблюдаю следующие правила:

1.  Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.  Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3.  Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:

1.   Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).

2.   Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры, используемая как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу педагогов или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

5.  Синквейн

СИНКВЕЙН (от французского «cinq» - пять) - стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания СИНКВЕЙНА:

1. Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.  Вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

3.  Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

5.  Пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения . Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

6. Перепутанные логические цепочки

Вариант «а»: модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально перепутанной логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии РЕФЛЕКСИИ педагогам предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: на отдельных листы выписываются 5—6 событий из текста. Например характеристика различных педагогических технологий. Информация  располагается в заведомо нарушенной последовательности. Педагоги должны восстановить правильный порядок  цепи. После заслушивания различных мнений и выработки более или менее единого решения, я предлагаю педагогам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

7. Таблица «3 X— У»

ТАБЛИЦА «3-Х — У» («Знаю — Хочу знать — Узнал») (Огле, 1996) — один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1  шаг: до знакомства с определенной темой педагоги самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: по ходу знакомства  с методическим материалом или же в процессе обсуждения прочитанного педагоги заполняют графу «Узнали».

3 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить педагогам еще 2 графы - «Источники информации», «Что осталось не раскрытым».

8. Письменный круглый стол

 Коллективная форма работы, активизирующая педагогическое творчество. Технология проведения:

1.  Участники семинара разбиваются на «тройки». Им предлагается педагогическая проблемная тема. Например, взаимодействие с родителями,

2.  Участники договариваются о ролевых позициях : № 1 – формулируют проблемы; № 2  - способы решения; № 3 — вывод и заключение.

3.  Лист три раза проходит по кругу, так что каждый успевает побывать в любой роли. Рекомендуется, чтобы каждый участник делал записи своим цветом (более нагляден вклад каждого участника).

4.   Чтение получившихся текстов.

 

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (27.01.2016)
Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar