Воскресенье, 06.10.2024, 20:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


«Комплексный подход к организации образовательного процесса детских объединений эстетического цикла»

В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта. Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок, историческим фактам. Здесь следует учитывать и те принципиальные подходы к организации эстетического воспитания школьников, которые уже устоялись в школьной практике, предварительно получив научное обоснование. Эти подходы вполне применимы и к организации системы художественно-эстетического воспитания. Их реализация в практике обучения во многом будет содействовать осуществлению более тесной взаимосвязи видов искусства и на этой основе успешному формированию эстетических интересов и потребностей, творческого выражения, углублению духовного мира школьников. В итоге их реализация послужит залогом чёткой, эффективной системы эстетического воспитания и художественной подготовки школьников. Это следующие подходы к организации эстетического воспитания школьников:

1.                    Комплексный подход. Данный подход предполагает, во-первых, что система художественно-эстетического воспитания должен выстраиваться на постоянном взаимодействии различных видов искусства и предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, хореографии). Во-вторых, художественно-эстетическое воспитание, как средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органичной частью любого вида воспитания и образования.

2.                    Связь всех видов деятельности школьников, включая деятельность, связанную с освоением искусства, культуры, усвоением эстетических элементов учебных предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.

3.                    Принципом организации художественно-эстетического воспитания является и положение о тесной взаимосвязи и взаимодополняемости классных и внеклассных занятий и воздействие искусства средствами массовой информации.

4.                    Важное значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общепсихологического развития этой личности.

Комплексный подход к организации образовательного процесса детских объединений эстетического цикла на основе интеграции и межпредметных связей. Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности, являясь, таким образом, частью эстетического воспитания. Современные отечественные педагоги и психологи, касаясь в той или иной мере проблем межпредметных связей в обучении и воспитании школьников, указывают на значение этих связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании. Таким образом, в настоящее время важность и плодотворность осуществления связей между учебными предметами, а также необходимость создания и введения в программу школьного обучения новых интегрированных предметов не вызывает сомнений. Идея интеграции в последнее время стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами в дифференциации в обучении. Развитие этой идеи отмечено как разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и созданием и совершенствованием интегрированных курсов объединяющих ряд предметов. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение и обогащение спектра получаемой на занятиях информации, а также подкрепление мотивации обучения у учащихся. Говоря о межпредметной интеграции в первую очередь, имеем в виду межпредметное интегрированное содержание как основу, питающую и развивающую личность. Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Определим следующие уровни интеграции содержания учебного материала:

1.                    Внутрипредметная интеграция (исходная проблема, не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний.Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубления познания);

2.                    Межпредметная интеграция (использование межпредметных связей):

o          Горизонтальный тематизм (за содержательную единицу обучения бреется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин.Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные);

o          Вертикальный тематизм (объединение нескольких школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему.Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл);

o          Интегрированный урок (предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах);

o          Интегрированный курс (предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах);

3.                    Межсистемная интеграция (объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования.

 

 

 

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (31.01.2018)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar