Воскресенье, 06.10.2024, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Из опыта работы мастера производственного обучения

Процесс обучения практическому вождению происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практически умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Специфической особенностью процесса обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях: тренажеры, автодром и в реальных дорожных условиях.

Компьютерные технологии

Для меня использование ИКТ - это возможность упорядоченно хранить разнообразные методические материалы; создавать различный раздаточный материал: памятки инструкции.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая свои материалы на страницах методического сайта учреждения. http://metodrabota.ucoz.net

В своей работе использую интернет ресурсы как способ общения с коллегами, родителями обучающихся, а также обменом информации.

 

Тренажерная подготовка

С развитием компьютерной техники эффективность использования автостимуляторов увеличилась, появилась возможность реализовать математическую модель движения транспортного средства. Так современный автомобильный тренажер для вождения реалистично передает в динамике не только картинку окружающего мира, но и поведение физического объекта в зависимости от действий тестируемого. Чем выше уровень программного обеспечения, тем реальнее описывается физика процесса движения.

Некоторые ученики психологически еще не готовы для вождения и боятся сесть за руль. Занятия на автотренажере проходят в спокойной обстановке, с более привычным для человека способом восприятия информации, отсутствует давление нагрузки на психику, которую он испытывает за рулем в реальном движении. В этой обстановке ученику проще делать первые шаги, после которых он уже с внутренней уверенностью садится за руль учебного автомобиля. Автотренажеры являются инструментом для обучения вождению транспортными средствами. Цель обучения на автотренажере - существенно сократить время мастера на обучение основным приемам работы с органами управления автомобиля во время занятий в реальном автомобиле. Сформировавшиеся на тренажере навыки, помогают ученику сосредоточиться непосредственно на вождении и уделять внимание контролю дорожной обстановки, с соблюдением Правил дорожного движения. (т. к. навыки работы с органами управления автомобилем будут доведены до автоматизма) , а мастер может больше времени уделять главной задаче – подготовке будущего водителя к безопасному движению в условиях дорожного движения.

Ключевой принцип обучения на тренажере – многократное повторение действий. На их основе вырабатывается начальная мышечная память на правильное: руление, педалирование, переключение передач, включение поворотников, и т.п. Упражнения, многократно повторенные и закрепленные действием, превращаются в стойкий навык управления автомобилем.

После нескольких часов тренажерной подготовки обучающийся может научиться правильно работать рулем, педалями, переключать передачи, заводить и останавливать автомобиль. Всему этому возможно научиться, даже не подходя к реальному автомобилю, тем самым сохранив исправность техники, экологию окружающей среды, а также не нарушив психологическую устойчивость обучающегося и мастера производственного обучения вождению. Доведенные на тренажере до автоматизма действия позволят в дальнейшем легко и комфортно чувствовать себя в автомобиле любой модели.

С помощью тренажера обеспечивается:

- отработка правильной посадки водителя;

- изучение расположения органов управления, а также практическое обучение правилам пользования органами управления;

- отработке координации рук и ног при одновременном взаимодействии руль-педали-КПП;

- возможность настраивать интенсивность движения в зависимости от навыков обучаемого (это может быть как совершенная свободная от движения улица, так и сложная обстановка);

- отработка приемов начала движения, переключения передач, руления, торможения различными способами, движения задним ходом;

- изучение упражнений, составляющих элементную базу экзамена в ГИБДД;

- движение по дорогам виртуального автодрома, районов города и загородного шоссе;

- коррекция неверных навыков управления автомобилем, выработанных водителями в результате самообучения.

 

Автотренажеры способствуют развитию профессионально важных качеств водителя:

- психофизиологических (глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторика, эмоциональная устойчивость, динамика работоспособности);

- свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность);

- саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонности, утомлении, стрессе;

- отработку навыков движения в городском цикле и на оживленных магистралях, в том числе перестроение в плотном потоке, круговое движение, соблюдение дистанции и оптимальной скорости, прогнозирование возможных аварийных ситуаций и своевременное реагирование на них

- прохождение практического экзамена в ГИБДД.

Содержание тренажерной подготовки Программа "Тренажерная подготовка" состоит из занятий на рулевых тренажерах и тренажерах полного цикла. На рулевых тренажерах отрабатывается правильный хват руля, а также различные способы правильного руления. На тренажерах полного цикла отрабатывается правильная посадка, ознакомление с органами управления, порядок действий при трогании, работа педалями (сцепление, тормоз, газ), работа коробкой передач, начало движения, маневрирование, торможение.

Технология личностно-ориентированного обучения (А.С. Якиманская)

Цель использования: максимальное развитие индивидуальных способностей обучающегося на основе использования имеющихся знаний полученных на теоретических занятиях обучения вождению.

Преимущественно в подростковом возрасте формируются характер и мировоззрения человека. Для того чтобы учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, до начала занятий беседую с каждым. Считаю, что одинакового педагогического подхода ко всем учащимся быть не может. Одни подвижны, сообразительны, с быстрой реакцией, другие, наоборот, отличаются замедленной реакцией, мало сообразительны. Одни обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, другие наоборот, бывают рассеянны, несобранны. Часть учащихся обладает хорошей зрительной памятью, другие - слуховой. Всё это я оцениваю по поведению, поступкам, характеру учащегося, его отношению к труду, заинтересованности к вождению автомобиля.

На своих занятиях использую принцип систематичности обучения. Обучающиеся овладевают строго определённым кругом знаний, умений и навыков в определенном порядке. При последовательном обучении всё вновь изучаемое опирается на ранее пройденное. В этом случае учащиеся не только закрепляют пройденный материал, но и подготавливаются к усвоению последующего. Принцип систематичности и последовательности в обучении способствует постепенному переходу учащихся от легкого материала к более трудному, от простых упражнений к сложным.

На своих занятиях стараюсь донести и объяснить темы занятий так, чтобы обучающийся мог усвоить данный материал. В процессе обучения обучаю подростков анализировать собственные действия и развиваю способность в дальнейшем самостоятельно исправлять допущенные ошибки и нарушения техники безопасности. Необходимо также увязывать теоретические знания ПДД с практическим применением их в реальных условиях обучаемым. Обучаю прогнозировать развитие сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения. Развиваю логику мышления обучаемого и соблюдения необходимого алгоритма действий в различных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе обучения. При подготовке к занятию стараюсь тщательно продумать и спланировать занятие, где детально продуман и подробно изложен весь процесс обучения, донесенный до сознания каждого обучаемого.

Во время занятия каждое практическое действие сопровождаю комментариями, увязывая их с уже освоенными навыками и умениями, обеспечиваю соблюдение логической последовательности и отдельных действий, с учетом дорожных и климатических условий, состояние дорожного полотна и интенсивности движения.

В своей работе постоянно анализирую происходящие изменения в ПДД и методике обучения с тем, чтобы корректировать процесс обучения с учетом этих изменений. Использую различные формы и методы обучения и постоянно совершенствую их с учетом изменений научно-технического прогресса, требований общества.

Одним из основных современных требований к подготовке водителей сегодня является повышение культуры вождения, формирование стереотипов законопослушного водителя. Для улучшения качества подготовки водителей в своей работе использую такие виды, как рассмотрение наиболее часто совершаемых видов нарушений. Такими нарушениями являются:

1. Превышение скорости движения.

2. Выезд на полосу встречного движения.

3. Несоблюдение очередности проезда перекрестков.

4. Нарушение правил дорожного движения при перестроении, на подъемах и спусках.

5. Нарушение правил проезда пешеходных переходов.

6. Нарушение правил проезда железнодорожных переездов.

 

 

Методы и приемы обучения

 

Выполнение упражнений. Каждое задание обучающие выполняют в два этапа. Первый этап - сначала объясняю и демонстрирую приемы выполнения задания. Затем предлагаю повторить проделанные мною действия.

Второй этап - учащийся сам выполняет упражнения, а я контролирую его действия, делаю замечания.

Для того чтобы предупредить ошибки, предлагаю учащемуся перед выполнением упражнений сообщить вслух, что он собирается делать и как думает предотвратить возможные ошибки в работе. Такой методический приём, с одной стороны, позволяет мне проверить, понимает ли учащийся как надо выполнять операцию и сделать необходимые исправления; а с другой стороны — заставляет учащегося продумать свои действия и понять необходимость самоконтроля во время выполнения задания. Стремление учащихся не допускать ошибок будет безрезультатным, если они не могут осознать их. Если учащийся может контролировать свои действия и самостоятельно предотвращает ошибки — значит, он сознательно осваивает упражнения.

Для каждого занятия мною разработан комплекс упражнений на открытой площадке и по учебному маршруту  и разработана технология организации практического занятия по вождению

 

На всех своих занятиях стараюсь максимально использовать теоретические знания учащихся, выясняю факторы, которые необходимо учитывать при пуске двигателя в холодное время года. А затем практически на автомобиле показываю действие водителя, облегчающие запуск двигателя. Обращаю внимание учащихся на то, что правильный запуск двигателя и подготовке автомобиля к движению значительно увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Трогание с места отрабатываю ни на ровной дороге, так и на подъеме. При этом обращаю внимание ученика на то, что при трогании с места следует обязательно уступить дорогу любому другому уже движущемуся транспортному средству, не создавая ему помех.

Чтобы выработать правильные приемы пользования коробкой передач необходимо иметь четкое представление о явлениях, происходящих в них. Правильное переключение передачи зависит от выбора передачи, соответствующей условиям движения и умения в необходимый момент ее легко и бесшумно включить. Отработка переключения передач проводится в двух направлениях: с низшей на высшую и наоборот. Обращаю внимание учащихся на то, что не следует прикладывать к рычагу переключения больших усилий, а также переключаться рывком. Правильные действия при переключении значительно продлевают срок службы трансмиссии.

Водителю как-то приходится изменять направление движения автомобиля. Поэтому для обеспечения требуемой безопасности необходимо усвоить основные приемы выполнения различных поворотов и разворотов. При повороте автомобиля в любых условиях требуется повышенная осмотрительность, осторожность и постоянное наблюдение за дорогой в направлении намечаемого движения и сзади с обязательным использованием зеркал заднего вида. Разворот рекомендую производить по возможности без применения заднего хода. Если ширина проезжей части недостаточна и развернуться за один маневр не удается, разворот выполняется в несколько приемов.

Остановка и стоянка автомобиля производится в соответствии с правилами дорожного движения. Приучаю учащихся к правильным действиям после остановки: перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Затянуть ручкой тормоз и включить указатель поворота и зажигание. Для надежности закрепления автомобиля но стоянке включить первую передачу или передачу заднего хода, а в темное время суток, при плохой видимости включить габаритные или стояночные огни. Скорость движения автомобиля выбирается водителем от вида, ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий, наличие пешеходов на проезжей части или около, перевозимого груза, технического состояния автомобиля. Одним из главных качеств водителя считаю умение выбирать необходимую скорость движения в соответствии с дорожными условиями. Поэтому при отработке большинства упражнений фиксирую внимание учащегося на выборе скорости и соблюдении дистанции, особенно при движении по дорогам с большой интенсивностью.

Такой раздел, как движение в ограниченных проездах, отрабатываю на автодроме. Постепенно усложняю задание, добиваясь, чтобы ученик мог выезжать из ворот передним и задним ходом с последующим разворотом.

Обгон является наиболее сложным и опасным маневром. Безопасный обгон требует от водителя хорошего газометра, умного расчета и строгого выполнения правил обгона. Особенно опасен обгон на дорогах с небольшой шириной проезжей части, когда для его выполнения приходится выезжать на встречную полосу, что может помешать нормальному встречному движению.

К отработке этого задания приступаю убедившись в том, что ученик грамотно ведет автомобиль по прямой, правильно маневрирует, не глядя на рычаги управления, умело и вовремя включает и выключает сигналы поворота. Имеет некоторые особенности и встречный разъезд.

При встречном разъезде водитель должен перестроиться вправо настолько, насколько это позволяет ширина проезжей части, наличие других участников движения. Если встречный разъезд затруднен, водитель на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.

После усвоения учащимся правил движения по дороге перехожу к вождению с различной интенсивностью движения. В основном использую вождение по улицам. На этом этапе обучения включаю и такие элементы, как движение на площади и проезд железнодорожных переездов. При отработке этих элементов требую от учащихся четких знаний по правилам дорожного движения и грамотного их использование в практическом вождении.

Как правило, учащиеся приступают к вождению легкового автомобиля после того, как получили определенные навыки вождения закрытой площадки. Для этого составляется график выхода учащихся на учебное вождение, в котором предусмотрена эта последовательность.

 

Подготовил: Борисенко А.Д.

Мастер производственного обучения МОАУДО «ДДЮ»

 

 

 

 

 

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (24.01.2018)
Просмотров: 813 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar