Каталог статей
Исследование мотивации обучающихся посещающих объединения МОАУДО «ДДЮ» Исследование особенностей мотивационной сферы обучающихся является одним из способов экспертизы актуальности и состоятельности реализуемых в учреждении образовательных программ, эффективности педагогов. Исходя из специфики и назначения учреждения дополнительного образования, мы определяем, в чем может и должна состоять привлекательность объединений для детей школьного возраста. И только изучая, насколько это соответствует действительности, мы можем охарактеризовать состояние образовательной среды учреждения. Поэтому нами проводится изучение мотивации посещения детьми объединений. Результаты исследований показывают, какое место в системе образовательной и досуговой деятельности школьников занимают занятия в нашем учреждении. А также мы определяем мотивационные предпочтения среди детских объединений. Поэтому нами была разработана своя методика по образцу «Лесенка мотивов». Вопросы, входящие в анкетирование направлены на диагностику 4–х показателей мотивации учения школьников.
Я посещаю Дворец детей и юношества для того, чтобы:
Обучающимся предлагалось ответить на вопрос «Зачем я посещаю Дворец детей и юношества» Было отмечено то, что нас интересует не то, для чего все посещают объединения ДДЮ, а для чего ходишь на занятия именно ты сам, что для тебя самое главное. Обучающийся из предложенных 8 утверждений выбирает строчку, где написано самое главное для него и ставит цифру 1. Из оставшихся строчек снова выбирает ту, где написано самое главное, –ставит цифру 2. и так далее выбирает самые главные. В октябре этого года в анкетировании приняли участие 272 обучающихся от 8-16 лет, 1,2,3,4,5 года обучения и представляющие 12 объединений нашего учреждения. Итоги исследования подводились путем анализа каждой анкеты. При подведении итоговых результатов учитывался возраст, год посещения учреждения Полученные в результате опроса данные позволяют сделать ряд заключений. У обучающихся начального школьного возраста преобладают социальные мотивы. Когда дети 6,7,8 лет приходят на первые занятия, то в их мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие их деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. К моменту поступления в учреждения дополнительного образования у них еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, родителей за свои собственные цели, выполняют действия по инструкции. Далее мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается. К концу младшего школьного возраста у учащихся появляется учебно-познавательный мотив — интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. У учащихся среднего звена отмечается доминирование не только познавательных мотивов, но и мотивов саморазвития. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Поэтому мы стараемся обеспечить своих обучающихся средствами самопознания. Основными мотивами учения подростков 15-17 лет можно назвать следующие: 1. Познавательные мотивы, отражающие наличие интереса к содержанию программ. Подростки чаще всего на первое место ставят желание как можно больше узнать из данной области науки и чему- то научиться. 2.Профессиональные. Чаще отмечали, что знания по предмету им пригодятся в будущем (80%) и 35% опрошенных отметили что знания по программе дополнительного образования необходимы им для дальнейшего образования. Третье по значимости место принадлежит мотиву саморазвития. Подростки стремятся быть духовно богатыми и культурными. Поэтому для нас важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого на протяжении всех лет его пребывания в объединении, и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем. И сегодня на семинаре мы рассмотрим некоторые направления деятельности по формированию мотивационной сферы у обучающихся нашего учреждения. Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным направлением в работе является создание предметно-пространственной среды, обновление материальной базы учреждения. И я передаю слово Виктории Викторовне, заведующей филиалом «Техника и природа». Она познакомит вас с одним из направлений деятельности нашего учреждения
| |
Просмотров: 414 | |
Всего комментариев: 0 | |