Воскресенье, 06.10.2024, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Использование технологии проблемного обучения на занятиях

Известный психолог С.Л. Рубинштейн говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса…»

Технология проблемного обучения 

        Теория проблемного обучения была разработана в середине 1970-х годов В. Оконь и М.И. Махмутовым. Она построена на деятельностном подходе и исходит из того, что мышление носит проблемный характер, возникновение каждой мысли происходит в проблемной ситуации.

        Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения. Особенность технологии проблемного обучения состоит в том, что основой является умышленное создание педагогом проблемных ситуаций, решение которых вызывает у учащихся активную познавательную деятельность, направленную на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации уже имеющихся знаний, умений, а также активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

       Цель использования проблемного обучения: формирование познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску занятия; воспитание активной личности.

Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие методы проблемного обучения

Исследовательский метод-      исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Проблемного изложения- при таком изложении я не только сообщаю учащимся те или иные положения, но, «рассуждаю вслух», ставлю проблему и показываю процесс её решения. Такое объяснение является более доказательным и учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

 

Эвристическая беседа- вопросно - ответная форма обучения, при которой я не сообщаю учащимся готовых знаний, а выстраиваю серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов, заставляя их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

     

При реализации технологии проблемного обучения я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Такая организация образовательного процесса позволяет мотивировать учащихся на получение новых знаний, позволяет овладеть новыми способами действия, сформировать самостоятельность, развить творческие способности. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. (Например, при изучении раздела программы «История моды учащимся была предложена следующая проблемная ситуация: показываются репродукции картин в электронном виде, на которых изображены люди определенной исторической эпохи в характерной одежде. Задача учащихся определить к какому историческому времени относится одежда изображенных на картинах людей, какое социальное положение занимают люди, изображенные на картинах, из какой ткани шилась та или иная изображенная на картине одежда. После того, как учащиеся выскажут свое мнение, идет рассказ о том, когда были написаны эти картины и кто на них изображен, охарактеризовать данную эпоху. Благодаря такому заданию воспитанники легче усваивают материал.

Однако, исходя из опыта работы, хочу заметить, что при использовании технологии проблемного обучения у некоторых учащихся могут возникать затруднения, как интеллектуального характера, так и познавательной активности, и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних знаний в новой ситуации. Связано это с тем, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому требует обязательного дифференцированного и индивидуального подхода.

Между тем данная технология прекрасно характеризует динамику интеллектуального развития воспитанников через характер взаимодействия педагога и учащиеся. Уровень проблемного обучения в зависимости от деятельности педагога и учащегося можно представить в виде лестницы или уровней

-уровень несамостоятельной активности – мои действия заключаются в том, что я ставлю проблему, формулирую ее, решаю проблему действия учащихся сводятся к тому чтобы запомнить решение проблемы и воспроизвести

-уровень полу самостоятельной активности на этом уровне -ступени за мной остаётся постановка проблемы и её формулировка, задача учащихся решить проблему применяя  полученные ранее знания в новой ситуации

-уровень самостоятельной активности – я ставлю проблему, учащиеся формулируют проблему, решают проблему

-уровень творческой активности – мои действия сводятся к организации руководстве и контроле за учебным процессом, учащиеся самостоятельно осознают формулируют и решают проблему используя новые способы решения учебной проблемы

,

Переход учащегося от первого уровня к следующему является видимым показателем его продвижения, в учебном развитии. В заключение можно сказать, что метод проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, он способствует активизации познавательной деятельности учащихся, их учебным работам придает творческий характер. Создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся, развивая их мышление.

 

Мониторинг личностных достижений учащихся в УДО

 В процессе образовательной деятельности любых объединений, действующих в системе дополнительного образования детей, в которых проводятся занятия урочного типа мониторинг знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью образовательного процесса. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

-личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств учащегося под влиянием занятий в нашем творческом объединении).

-учебные достижения (фиксирующие предметные и учебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).

  Диагностика личностных достижений, обучающихся – наиболее трудный аспект оценивания. Критериями данного параметра могут стать:

Направленность динамики личностных изменений. Для изучения процессов и результатов развития личности учащегося я использую методику

«Пословицы», разработанную кандидатом психологических наук

С.М. Петровой.

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Нравственное развитие обучающихся включающее характер отношений педагога и учащегося, микроклимат в группе, культуру поведения и освоение обучающимися культурных ценностей, мотивов.

С целью диагностики психологической атмосферы в группе использую методику «Оценка психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф.Фидлеру) для изучения мотивов участия, учащихся в деятельности методику (Л. В. Байбородовой)

Творческая активность и самостоятельность обучающихся. С целью выявления уровня творческой активности у учащихся использую методику «Диагностики уровня творческой активности учащихся»

(авторы М. И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б. С. Алишев, JI.A. Волович)

Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере приравнивать к качеству творческих достижений обучающихся. Поскольку диагностирование творчества крайне затруднительно и имеет явный субъективный оттенок, то речь идет, прежде всего, о выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.

Специфика оценивания результатов деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей заключается в том, что она ориентирована не только на результат, но и на процесс этой деятельности, на её цели, способы, средства, условия и включает не только оценку педагога, но и самооценку обучающегося. С Целью диагностики самооценки, учащихся применяю методику Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основаную на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. «Выявления уровня нравственной самооценки»

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (25.01.2016)
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar