Воскресенье, 06.10.2024, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Использование КТД в воспитательной системе УДО

Подготовила: Лукьянова О.А., методист

2013 г.

Опыт использования технологии КТД  (И.П. Иванов) в организации воспитательной работы учреждения

Целью воспитательной системы является максимальное развитие личности воспитанника, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. 

Главные задачи воспитательной системы МОАУДОД ЦДОД:

o   Создать условия и соответствующие учебно-воспитательные ситуации для проявления самостоятельности и ответственности в решении вопросов внутрицентровской  жизни, для развития  детьми лидерских качеств через активизацию их позиции как соорганизаторов воспитательной деятельности, повысить творческую активность и мотивацию к обучению  

o   Формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственную позицию, развивать чувства сопричастности к судьбам Отечества, неравнодушия к своему коллективу.

o   Социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм.

o   Партнерство и сотрудничество с родителями, общественными организациями;

o   Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания обучающихся.

В основе воспитательной системы  лежит система коллективно-творческих дел и традиционных праздников по И.П. Иванову.

Воспитательная деятельность осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

o   Конвенции о правах ребенка

o   Закона РФ «Об образовании»

o   Устава МОАУДОД ЦДОД

и на основании личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника МЦДОД.    Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

   Признаками этого подхода являются:

1.    Построение взаимоотношений между педагогом и воспитанником на основе сотрудничества, совместного творчества и взаимной ответственности. Эмпатическое понимание ребенка.

2.    Природосообразность воспитания. Ведение воспитательной работы в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими, половыми особенностями детей.

3.    Создание оптимистической установки, ситуации успеха, опирающейся на сильные стороны личности ребенка.

4.    Разнообразие форм и видов деятельности для предоставления ребенку возможности выбора в приложении своих сил.

5.    Создание условий ребенку для самопознания и самореализации себя как личности и как члена общества.

6.    Стимулирование развития позитивных творческих устремлений детей.

 Наряду с этими основными методологическими подходами мы частично используем и другие подходы:

Средовой подход.

o      Использование окружающей социальной среды, её культурных и социальных объектов, для более гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.

Рефлексивный подход.

o      Использование приемов рефлексии для формирования у воспитанника потребности осуществлять непрерывную самооценку себя, своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, корректировании с учетом этого собственной позиции.

Проблемно-ориентированный подход.

o   Выявление проблем на основе анализа содержания собственной деятельности и деятельности всех участников педагогического процесса.

Воспитательный процесс осуществляет весь педагогический коллектив детского Центра. При планировании воспитательной работы в детском Центре учитывается  социальный заказ обучающихся, родителей, педагогов. С этой целью нами используются  беседы педагогов с родителями, анкетирование .

   Таким образом, наша модель воспитательной  системы была создана на основе:

1.    Анализа планов воспитательной работы детского Центра прошлых лет. Особое внимание мы уделили таким параметрам:

o   Выполнение воспитательных задач

o   Эффективность мероприятий, в том числе и традиционных для нашего учреждения.

o   Взаимодействие всех элементов воспитательной системы

2.     Проведенного диагностического исследования детей всех объединений.

3.     Проведенного  исследования среди родителей на предмет их запросов к воспитательной и развивающей деятельности детей.

4.     Работы с педагогическим коллективом:

o   Проведена оценка профессиональной подготовки педагогических кадров

o   Поиск проблем в воспитательной работе: на методических советах,  педагогическом совете, методическом совете.

5.     Проведенного исследования социальной среды:

o   Анализ находящихся в нашем городе культурных и досуговых учреждений.

С целью создания  соответствующих условий и атмосферы, направленных на разностороннее  воспитание учащихся в дет

ском Центре оборудованы и оформлены учебные кабинеты. Большое внимание уделяется интерьеру учебных кабинетов. Так в каждом кабинете имеется большое количество комнатных растений, с учетом направленности образовательной деятельности (экология, техника, художественно-прикладная и др.) разрабатываются и оформляются информационные стенды, уголки отражающие работу ученического  самоуправления, зоны психологической разгрузки.  Все жизненное пространство учащихся МЦДОД организовано на основе открытости и доступности.

Для украшения территории  разбиты цветочные клумбы, рабатки, миксбордеры, используется вертикальное и горизонтальное  озеленение, двухрядные полосы. В учреждении имеется кабинет живой природы, где имеется коллекция декоративных аквариумных рыб,  живут морские свинки, хомячки, сухопутные и водные черепахи, волнистые попугаи.  Все эти элементы помогают создать  в учреждении благоприятную психологическую  атмосферу, создать свой природный мотив, способствующий началу эстетического, экологического, нравственного воспитания.  На прилегающей территории построена теплица, имеется отдел закрытого грунта (парники). Здесь ребята  объединений всех направленностей Центра выращивают цветочную  рассаду для озеленения не только территории своего учреждения, но и для благоустройства родного города, для реализации ее населению. В летнее время ребята ухаживают за цветочными растениями, заготавливают корм животным. Данная работа решает задачи  трудового воспитания учащихся МЦДОД, так актуального сегодня.

Известно, что воспитание успешно, если оно системно. В воспитательной системе Центра выделяются тематические периоды  традиционных дел, которые готовятся по системе КТД. Наш Центр силен своими добрыми традициями, которые соблюдаются и передаются от одного поколения к другому

Формы организации воспитательных мероприятий

o   Дни здоровья, организация эстафет, соревнований;

o   Индивидуальные беседы с детьми на нравственно-этические нормы;

o   Викторины, познавательно-развлекательные мероприятия, конкурсы;

o   Научно-практические конференции;

o   Походы, экспедиции, тематические экскурсии;

o   Слеты;

o   Дискуссии;

o   Тематические праздники (новогодние,  8 марта, 23 февраля,  день птиц и др.)

o   Дискотеки;

o   Встречи, беседы с привлечением гостей, специалистов разного профиля, общественности;

o   Психологические тренинги; Работа ученического самоуправления;

o   Организация профильных смен в каникулярное время;

o   Трудовые десанты, субботники, акции; 

o   Выпуск информационной газеты  МЦДОД

o   «День победы».

Наряду с традиционными, организуются и новые дела:

o   «День святого Валентина»

o   «Салон красоты»

o   Праздничные поздравления ко «Дню пожилого человека»

o    «День матери»

o   Праздник Хэлуина

o   «Дог-шоу»

o   Праздник зайца (масленица)

o   Конкурсная программа «Юный техник»

o   «Осенний калейдоскоп»

В  детском Центре проводится активная работа по противодействию терроризма, экстремизма. Проводятся такие тематические плановые воспитательные мероприятия как:

o   Беседы с учащимися о последствиях ложных сообщений о готовящихся террористических актах;

o   Встречи учащихся всех объединений с представителями ОВД;

o   Кинолекторий «Правила поведения в городе»;

и др.

С целью профилактики наркомании среди подростков ежегодно организуется антинаркотическая декада, которая включает в себя ряд мероприятий, таких как:

o   Театрализованное шоу «Мы против наркотиков!»;

o   Психологическая игра: «Активное отрицание наркотиков»

o   Конкурс плакатов, листовок, рисунков «Внимание: наркомания и СПИД»;

o   Встречи со специалистами городского отдела по борьбе с наркотиками;

o   Конкурс информационных буклетов выполненных в графическом редакторе программы «Point»

и др.

Также по данной теме  для педагогического коллектива Центра проводятся психолого-педагогические чтения: «Значение профилактической беседы в антинаркотической работе»,  особенности проведения лекций и бесед со старшеклассниками «Осторожно наркотики!». В методическом кабинете Центра имеются методические рекомендации, разработки по организации антинаркотических мероприятий. Во всех мероприятиях участвуют все, это не только педагоги и их воспитанники, но и родители ребят.  Привлекаются специалисты других учреждений и предприятий города (библиотеки, городского краеведческого музея, градообразующих предприятий). Основной структурной единицей воспитательных мероприятий является группа, как первичный коллектив, но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, формируется чувство коллективизма, чувство «мы», состоящее из ярких «я». Крупные события  жизни в нашем Центре, подготовленные большинством, содержат в себе основополагающие ценности и нравственные ориентиры. Важное преимущество творческого дела состоит в том, что оно позволяет группам увидеть себя в зеркале других групп, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового самосознания. Не меньшее значение эти крупные дела имеют для педагогов, они выводят за рамки своего предмета, открывают возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии.

Одним из главных разделов воспитательной работы в Центре является развитие ученического самоуправления, смысл которого заключается не в управлении одних ребят другими, а в обучении всех основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В начале каждого учебного года, во всех объединениях Центра  проводятся выборы малых активов, выбирается председатель, его заместитель и члены творческих групп. Каждый малый совет планирует и организует деятельность учащихся по конкретному направлению.  Заседания малых активов объединений учащихся всех направленностей  проводятся перед каждым КТД на которых решаются организационные вопросы подготовки к мероприятиям различного уровня (внутрицентровские, городские, областные, региональные, всероссийские).

Коллективная совместная деятельность при подготовке какого либо КТД позволяет ребятам проявить себя в качестве: художника-оформителя, актера, бутафора, распорядителя праздника, костюмера, сценариста и т.д.  Все эти моменты позволяют нам создать периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм детского коллектива, избежать стихийности, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, организовать действенную помощь педагогу, привлечь родителей, сформировать коллективные ценности.

            Одним  из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива МЦДОД является социальная защита ребенка от неблагоприятного воздействия окружающей социальной сферы. Под особым вниманием педагогического коллектива находятся дети, оказавшиеся в трудном положении, это дети из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемые дети. Для этих ребят младшего и среднего звена  в нашем Центре в каникулярное время (осень, зима, лето) проводятся профильные смены. Направления деятельности профильных смен разнообразно:

1.      Эколого-биологическая направленность - «Исследователи природы», «Солнечный свет». Цель: формирование экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути решения.

2.      Социально-педагогическая направленность – «Дорогою добра». Цель: содействие социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию воспитанников, профилактическая работа по предупреждению правонарушений совершаемых школьниками.

3.      Научно-техническая направленность – «Байт-City». Цель: формирование в условиях учреждения дополнительного образования представлений о глобальном информационном пространстве и возможностях получения информации для создания творческих проектов

Для  воспитанников старшего школьного возраста совместно с городским Центром занятости населения в летнее время создаются трудовые бригады по озеленению городских клумб.

            Таким образом, несомненными плюсами данной системы  являются ее морально-нравственная, гражданско-патриотическая и общественно-полезная направленность. Это представляется особо ценным в нашей современной России, которая стремиться к построению подлинно гражданского общества, а ведь учреждения дополнительного образования  - это часть воспитательной системы российского общества. Кроме того, в данной модели мы достигли достаточно сбалансированной системы разных видов и форм воспитательной работы.

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (18.12.2015)
Просмотров: 1156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar