Воскресенье, 06.10.2024, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования

Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования.

 

В современной системе образования появилась новая его составляющая. Такая, как инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Она становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Поэтому закрываются различные специализированные интернаты, коррекционные школы и др. А детей с ограниченными возможностями здоровья обучают совместно с обычными детьми в различных образовательных учреждениях.

Ограниченные возможности здоровья не означают ограниченных способностей.

 

Эти дети, как никто нуждаются в общении со своими сверстниками, должны иметь возможность наблюдать за развитием своей и чужой жизни в обществе. Иметь возможность полноценно интегрироваться в этом обществе для того, чтобы получить все необходимые навыки для жизни, возможности коммуникации и личностном росте, как на бытовом, так и на общественном уровне. И здесь в помощь системе образования и этим детям приходит инклюзивный потенциал современного дополнительного образования.

 

Инклюзивное обучение в сфере дополнительного образования детей строится на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени - в физкультурно-спортивной и художественной направленности.

Дети в учреждении дополнительного образования не только обучаются и воспитываются, но и формируются как личности. Отсутствие государственных нормативов для большинства программ создает возможность более тонкого индивидуального подхода, который особо важный при образовании детей с ограниченными возможностями развития. Кроме развития таланта, способностей, характера инклюзивное образование включает эмоциональную поддержку, которая очень важна при социа­лизации таких детей. Успешная самореализация в учреждении дополнительного образования помогает компенсировать эмоции исходящие от негативного оценивания в школе и уменьшить детям с ограниченными возможностями чувство неполноценности (т.к. нет оценок в доп. образовании).

Основным принципом дополнительного образования является свобода выбора или же добровольность. В инклюзивных условиях дети с ограниченными возможностями выбирают область дополнительного образования добровольно исходя из своих способностей и возможностей. Решающим остается выбор кружков и секций. Не рекомендуются кружки в которых с самого начала ожидаются групповые результаты, напр. выступления. Самореализация должна помочь детям раскрыть свою одаренность. В дополнительном образовании должен применяться принцип чувствительности и эмоциональности. Чувствительность относится к организации и мотивации детей, а эмоциональность означает эмоциональный размер воспитания. Педагог должен создавать ситуации для выражения эмоций и переживания приятных чувств у детей. В инклюзивной среде принцип имеет особую важность, поскольку позволяет ребенку выра­жать свои эмоции, отвечать на эмоции других, то есть эмоционально развиваться.

Педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями развития, должен, прежде всего, владеть знаниями о психических и физических особенностях развития этих детей, а также соответствующей методикой воспитательной и образовательной работы с ними. Перед тем как ребенок начнет посещать занятия дополнительного образования педагог должен консультироваться со специальным педагогом (тесное сотрудничество с центром «Гармония»). Во всех учреждениях дополнительного образования важно сотрудничество с родителями ребенка.

С детьми нужно вести разговоры на тему отличий, чтобы дети научились принимать отличие как нормальный образ жизни. Важно, чтобы ребенок с ограничениями чувствовал себя в группе детей полноценным. При планировании содержания отдельных занятий важно, чтобы педагог задавал такие задания, в которых ребенок с ограничениями может показать хорошие результаты, что положительно отразится на его социа­лизации. Самореализация на занятиях будет уменьшать чувство неполноценности. При дополнительном образовании родители могут помочь ребенку с ограничениями, если, к примеру, заранее дома пройдут с ребенком отдельные задания или же их части.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

*дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые);

*дети с нарушением слуха ( слабослышащие, глухие);

*дети с нарушением речи;

*дети с нарушением опорно – двигательного аппарата;

*дети с нарушением интеллекта (задержка психического развития);

*дети с нарушением общения и поведения (аутисты, гиперактивные).

В детском объединении класса «Рукоделие» есть дети с ЗПР и умственной отсталостью лёгкой степени. С декабря 2015 г посещает объединение девочка с синдромом Дауна.

Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

Формы, методы и приёмы обучения детей с ОВЗ:

  • Индивидуальный подход.
  • Положительная мотивация
  • Приём многократного проговаривания действий ( карточки при обучении вязанию не актуальны).
  • Многократного акцентирования внимания на одном и том – же действии.
  • Многократное повторение и освежение памяти перед работой.
  • Приём контактного совместного действия.
  • Приём физической разгрузки. (физические упражнения на расслабление и снятие мышечных спазмов и зажимов с различных групп мышц, особенно лица и кистей рук. )
  • Приём групповой кооперации.(распределение действий в соответствии с возможностями). (Важно выявить не конечный результат, а то, что сделал ребёнок, чтобы его действия не потерялись в коллективной работе). Даю такие задания, с которыми ребёнок с ОВЗ точно хорошо справится.
  • От простого к сложному, с опорой на наглядность.
  • Игровые ситуации, обыгрывание, чтобы привлечь внимание.
  • Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.
  • Психологическое вхождение ( загадки, сказки, сказочные персонажи).

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога доп. образования.

Инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания и социализации детей с ОВЗ. Эти дети, находясь в среде, адаптированной к их возможностям и потребностям, достигают высокого уровня социализации и самореализации.

 

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (18.04.2018)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar