Воскресенье, 06.10.2024, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог статей


Диагностика музыкальных способностей

Подготовила

Чурилова О.В.,

педагог дополнительного образования МОАУДО «ДДЮ»

 

Диагностика

музыкальных способностей

слайд № 1

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального, проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

Прежде всего, уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в дополнительном образовании.

Назначение диагностики музыкальных способностей школьников связано с исследованием музыкальности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, муз-ритмическое чувство) ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Слайд № 2 (диагностики)

Предлагаемые методические диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

4. Диагностика чувства тембра

5. Диагностика динамического чувства

6. Диагностика чувства музыкальной формы

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Диагностических методик и тестов множество, я хочу остановиться на диагностике эмоциональных переживаний младших школьников в процессе восприятия ими музыкальных произведений на занятиях по слушанию музыки 1, 2, 3 групп музыкальной студии вокально-хорового отделения ансамбля «Карамельки».

Слайд № 3 (методики Барышевой, САН)

Расскажу подробнее о нескольких методиках:

1. метод семантического дифференциала

2.методика «Эмоциональное полотно» Л.Я. Дорфмана,

3. методика «Цветовое моделирование музыки» Т.А. Барышевой,

4. экспресс-вариант методики САН «Градусник».

Совокупность данных методов позволяет нам рассматривать особенности эмоциональных переживаний, эмоциональную отзывчивость на музыку, пронаблюдать динамику эмоциональных состояний в процессе восприятия музыкальных произведений, а также диагностировать ладовое чувство, самочувствие, активность и настроение.

Для диагностики эмоциональных переживаний были выбраны музыкальные произведения, которые по характеру и эмоциональному содержанию отражали две противоположные по знаку базисные эмоции по классификации К. Изарда. Как известно, Эмоцию радости в музыке выражает мажорный лад, эмоцию печали, грусти минорный лад. Были выбраны два музыкальных фрагмента 2 прелюдии Ф. Шопена «Радость» - Прелюдия №3 соль мажор – яркая, жизнерадостная, бурно-стремительная, веселая, праздничная. «Печаль» Прелюдия №4 ми минор – лирическая, скорбно-задумчивая, светлая грусть, постепенно музыка приобретает взволнованный характер, после стихает и заканчивается тихо и мягко.

Слайд № 4 (методика «Семантический дифференциал»)

Для определения эмоционального содержания – настроения, характера музыки и эмоционального отношения к прослушиваемому произведению использовалась методика «Семантический дифференциал» в модификации Т.А. Барышевой. Семантический дифференциал в известной мере уже адаптирован для применения в исследованиях явлений духовной культуры и искусства. Из всего словаря, которым пользуются дети для характеристики музыки, была отобрана группа прилагательных, наиболее часто употребляемых и, как правило, «присутствующих» в эмоциональных программах музыкальных произведений. Эти признаки-определения являются полярными противоположностями. Детям выдавалась таблица с прилагательными-определениями. Имея на руках такую таблицу, ребята после прослушивания каждого произведения отвечали на следующие вопросы: 1. Какие из этих слов соответствуют характеру музыки? 2. В какой степени эти признаки выражены в музыке? (Степень выраженности устанавливается по пятибалльной шкале).

Поскольку в противоположных парах прилагательных отражены многие параметры отношений: знак (радостная-печальная); интенсивность (степень выраженности всех признаков), уровень активации (активная-пассивная, быстрая-медленная, спокойная-возбужденная); различные сенсорные ассоциации (светлая-темная, легкая-тяжелая, мягкая-жесткая), фиксирующие косвенно знак эмоции; эстетическая (красивая-некрасивая) и нравственная оценка (добрая-злая), в результате математической обработки результатов эксперимента можно получить довольно полную картину качества эмоциональных переживаний — результатов воздействия музыки на эмоциональную сферу личности.

Слайд № 5 (Количественные данные в процентном отношении представлены в таблице)

Исходя из полученных данных по методике «Семантический дифференциал», в которой дети выбирали из противоположных пар прилагательные, соответствующие характеру музыки и определяли степень выраженности этих признаков, мажорная музыка воспринимается и определяется младшими школьниками более конкретно, безошибочно определяют лад (настроение) мажорного произведения, все 100% школьников отмечают категорию «радостная». 94% учащихся считают, что музыка «добрая».Младшие школьники отдают предпочтение первому столбцу прилагательных.Верно определяют уровень активации (темп музыки), при восприятии мажорной музыки отмечают определения «быстрая, активная».

Слайд № 6

При оценивании минорной музыки, можно сделать вывод, что она воспринимается более субъективно, так как школьники выбирают почти все предложенные прилагательные, характеризующие музыку. Выбор школьниками определений содержания музыки как «печальная, спокойная и медленная» совпадает с объективным описанием этого музыкального фрагмента. Испытуемые точно определяют лад (настроение) и темп музыки. По результатам можно сказать, что минорная (печальная) музыка вызывает амбивалентные переживания, более субъективно воспринимается и переживается школьниками.

Анализируя данные по восприятию и определению мажорной (радостной) и минорной (грустной) музыки, младшие школьники определяют многие параметры отношений. Безошибочно определяют знак эмоции,дают эстетическую и нравственную оценку музыке.

Слайд № 7

С целью оценивания и подтверждения эмоционального содержания музыки и эмоционального состояния в процессе восприятия музыки, применялась методика «Эмоциональное полотно Л.Я. Дорфмана».

В основу методики положена структурно-динамическая модель эмоциональных переживаний, психологический состав которых включает три качественных компонента: модальность, энергия, интенциональность (направленность). Диагностика заключалась в следующем: дети прослушивают различные по эмоциональному содержанию музыкальные тексты и оценивают их с помощью вопросника «Эмоциональное полотно». Музыкальные тексты предварительно классифицируются по эмоциональному содержанию. Вариантами музыкальных текстов явились: «Радость» - Ф. Шопен. Прелюдия № 3, оп 28 соль мажор; «Печаль» - Ф. Шопен. Прелюдия №4, оп 28 ми минор.

Детям предлагалась следующая инструкция: «Представьте, что Вы находитесь в концертном зале. Звучит музыка. Под ее влиянием Вы сосредотачиваетесь на ваших переживаниях. Оцените эмоциональное содержание музыки и ваше состояние».

Анализируя методику «Эмоциональное полотно», которая использовалась для оценивания и подтверждения связи эмоционального содержания музыки и эмоционального состояния, можно сказать, что субъективные программы описания содержания музыки испытуемых совпадают с объективным описанием прослушиваемых музыкальных произведений.

Младшие школьники практически безошибочно определяют лад (окраску) музыкального фрагмента, влияющий на характер музыки, настроение и эмоциональное состояние самих испытуемых.

Слайд № 8

С целью определения эмоциональных состояний в ситуации восприятия музыки использовалась методика «Цветовое моделирование музыки» Т.А. Барышевой. Для того чтобы метод цветовых предпочтений «действовал» эффективно, у детей формировалось осознанное отношение к цвету как средству эмоциональной выразительности. Для этого была создана проблемная ситуация: рассказали детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: «Когда в эту комнату входит человек, то комната сразу расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению вошедшего в нее человека. Как вы думаете, какие цвета соответствуют печали? А радость, какими красками мы нарисуем?».

Детям после прослушивания музыкального произведения предлагалось «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку (8 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный). Затем дополнить композицию своими красками. Такое сочетание «обязательных» для выбора цветов и свободнее «сочинение» собственных позволяет с достаточной точностью анализировать результаты с помощью психологических интерпретаций цветов и их сочетаний.

Слайд № 8

По результатам методики «Цветовое моделирование музыки» выявлено, что школьники «рисуют музыку», используя восемь основных цветов, некоторые дополняют композицию другими красками.

В ситуации восприятия мажорной (радостной) музыки из восьми предложенных цветов младшими школьниками не используются цвета серый и черный. Остальные цвета используются в сочетании. Мажорная (радостная) музыка у большинства младших школьников ассоциируется с теплыми тонами красок, это желтый, красный, зеленый.

При рисовании мажорной музыки у 89% школьников преобладает желтый цвет, 81% школьников использует красный цвет, зеленым цветом рисуют 73% испытуемых. Такие модели музыки свидетельствуют о позитивном и активном характере эмоциональных состояний, возникающих в ситуации восприятия музыки. О пробуждении познавательной сферы, активизации интеллектуальных чувств. Музыкальное произведение в данном случае стимулирует потребность действовать.

При рисовании минорной (грустной) музыки испытуемые используют все восемь предложенных цветов. Отдавая предпочтение холодным тонам красок, фиолетовый цвет используют 81% школьников. Фиолетовая гамма композиции при восприятии музыки означает состояние романтической зачарованности, появления эстетических чувств, мотивация «бегства» в мир фантазий, мечты, собственных переживаний. Синий цвет доминирует у 76% школьников. Синие композиции музыки свидетельствуют о возникновении эмоционального контакта с музыкальным произведением, сильного и глубокого эстетического сопереживания, коммуникативных чувств.

Нет одноцветных моделей, в композициях используются четыре – пять цветов.

Дети изображают музыку размытыми линиями и пятнами. Встречаются волнообразные и четкие линии, зигзаги, завитки, круги, фигуры, дети пытаются нарисовать некий образ, используя геометрические фигуры. Это свидетельствует о том, что музыка воспринимается ими не только на основе коллективного бессознательного, а на индивидуальных переживаниях.

Слайды № 9,10

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мажорная музыка легче воспринимается младшими школьниками, ассоциируется с теплыми цветами, в композициях прослеживается в большинстве случаев положительный полюс переживаний. Минорная музыка более сложна для восприятия младшими школьниками, используются все цвета, хотя предпочтение отдают холодным оттенкам, в композициях преобладают амбивалентные переживания по эмоциональному значению использования цветов.

Слайд № 11

С целью оперативной оценки функционального состояния (самочувствия, активности и настроения) до и после воздействия музыки на эмоциональное состояние младших школьников, использовался экспресс-вариант методики САН «Градусник». Методика «Градусник» представляет собой быструю оценку функционального состояния (самочувствия, активности и настроения) по пятибалльной шкале. Эта методика проводилась дважды: вначале занятия по слушанию музыки и после. Выдавались бланки с пятибалльной шкалой, где они должны были отметить свое самочувствие, активность и настроение. Предлагалась инструкция: «Сначала оцените свое самочувствие и поставьте на соответствующем делении. Аналогично оцените степень активности и настроение». Оценка результатов производилась по следующей формуле: интегральный коэффициент высчитывается по формуле: САН=К=сан : 3

Слайд № 12

По результатам методики «Градусник», которая проводилась до музыкального воздействия и после, оценивалось функциональное состояние испытуемых.

Провели сравнительный анализ воздействия и влияния музыки на эмоциональное состояние младших школьников.

Из таблицы видно, что после прослушивания мажорной музыки у большинства испытуемых изменилось функциональное состояние в сторону оценки «отлично», после восприятия минорной музыки оценки самочувствия, активности и настроения понизились.

Слайд № № 13, 14

Для наглядного представления функционального состояния до и после восприятия мажорной и минорной музыки результаты представлены на рисунке - Графическое представление функционального состояния школьников до и после восприятия мажорной и минорной музыки.

Слайд № 15 (вывод)

Обобщая результаты по всем методикам, можно сделать вывод о том, что музыка положительно и благотворно влияет на эмоциональные переживания младших школьников, пробуждая эстетические и нравственные чувства. Музыка вызывает эмоции, соответствующие настроению и характеру музыки. Воздействует на самочувствие, активность и настроение. Результаты диагностики показали, что младшие школьники практически безошибочно определяют лад и эмоциональную модальность, интенсивность, уровень активации (темп) музыки, влияющий на характер музыки и эмоциональные переживания младших школьников.В процессе восприятия музыкального произведения наблюдается динамика эмоционального состояния соответственно содержанию музыки.

 

Категория: Наш опыт, статьи, публикации | Добавил: metodist (31.01.2018)
Просмотров: 1889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar