Среда, 25.09.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог файлов


Требования к постановке цели и определения задач
[ Скачать с сервера (151.1 Kb) ]09.02.2016, 05:47

Требования к постановке цели и определения задач на занятиях в УДОД
Цель – то, к чему стремятся,  что  намечено достигнуть; предел, намерение, которое должно осуществить.
                 Задача – цель; то, что необходимо                  осуществить, чего необходимо  достигнуть.
Постановка цели и задачи занятия имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.
Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения. Цель может ставиться как на одно занятие, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы. 
Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками занятия в ходе смены видов деятельности. 
Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д
В педагогической практике сегодня формируется одна единственная и главная цель, а цели воспитания, обучения и развития переводятся в задачи занятия, исходящие и подчинённые главной.
Главной же целью может быть организация единого познавательного процесса учащихся и педагога. А далее задачи и их решение способствуют последовательному и направленному достижению цели.
Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.
Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности.
Задачи обучения - освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.
Такой подход к целеполаганию упрощает сам процесс, делает его более понятным и правильным.
В массовой практике закрепились рекомендации о трёхцелевом уроке. 
Эти цели  могут быть отражены в задачах: образовательные, воспитательные и развивающие. 
Образовательные – научить, сформировать, познакомить и др.
 воспитательные, содержащие перечень личностных качеств учащихся, подлежащих воспитанию на занятии (воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы);   
развивающие, состоящие из перечня психических свойств человека, как правило, познавательных (Развитие внимательности и наблюдательности в процессе изучения живой природы). 
Количество поставленных задач зависит все-таки от личных и профессиональных возможностей педагога.
Для того, чтобы каждую цель разбить на задачи, нужно знать её структуру. В цель входят объект, предмет и действие цели. 
Объект – это сам учащийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в группе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.
Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе занятия, что изменить, какого результата достичь.
Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.
Например, в цели – формировать наблюдательность учащихся за естественными явлениями  природы – объектом являются учащиеся определенного класса, предметом - наблюдательность за естественными явлениями  природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.
Вот эти простые действия, входящие в целевое действие, и могут стать основанием для вычленения задач обучения на занятиии.
Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.

              Требования к постановке цели  занятия.

1.    Реалистичность цели с точки зрения:
    Достаточности времени для их достижения;
    Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
    Их соответствия возможностям педагога.
2.    Обоснованность цели  с точки зрения:
    Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
    Достижения последующих (конечных)результатов обучения.
3.    Конкретность постановки целей( формулировка должна дать ясное представление о результатах )

Если цели урока были поставлены  верно, то следует определить степень их достижения . Для этого реальные результаты занятия  сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными. 

               Целесообразно использовать следующий 
                          алгоритм постановки целей:
1.    Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
2.    Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
3.    Оценка возможностей школьников и собственных возможностей педагога.
4.    Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися  за 1 занятие.
5.    Формулирование цели занятия и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.  

             Способы постановки целей:
1.    Через содержание (нельзя определить результат, меру успеха)
*** «дать понятие»; «дать определение»
2.    Через действия педагога (не видно воспитанника, не
     всегда можно определить меру успеха)
     *** «научить»; «провести опрос»
3. Через действия воспитанника, через результат деятельности.

Образовательные задачи.

Дидактическая цель занятия определяется тем, что оно дало учащимся; чему ученики научились за это занятие: - получили новую(действительно новую) информацию; - повторили ранее усвоенный материал; - закрепили уже имеющиеся знания; - и т.д.
            
 Для  реализации образовательных задач педагогу необходимо осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности. 

Получаемые знания должны основываться на уже ранее усвоенных учащимися понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.

К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

                                     Образовательные задачи:

•    Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих  занятиях…
•    Обеспечить усвоение следующих основных задач…
•    Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
•    Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

Воспитательные задачи.

Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся. 
К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.
Педагог определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на занятии предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.
В свою очередь, воспитательные задачи  оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы. Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению, т.е. потребности, желания приобретать знания, зарабатывать оценку, а не получать её (для этого учителю всегда необходимо называть критерии, по которым будет выставлена та или иная оценка). Не надо из конспекта в конспект писать «воспитание бережного отношения к природе», «воспитание аккуратности… и т.п.». Учебное занятие в УДОД – это форма организации учебного процесса; воспитывайте мотивацию к учению (делайте все уроки занимательными, разнообразными, интенсивными и т.п.).   
                   
          Мотивационное обеспечение занятия:

    Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:
          1.Работу в зоне ближайшего развития;

          2.Создание ситуации успеха;

          3.Обеспечение психического и физического 
             здоровья     учащихся на уроке, гигиены труда.

    Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

При построении занятия необходимо учитывать три вида мотивации:

 1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе. 
2. Прагматическую: усилить внимание к предмету. 
3. Содержательную: применение знаний в нестандартной ситуации, познавательные споры, введение учащихся в проблемные ситуации.

 
                      Воспитательные задачи:

•    В целях решения трудового воспитания…
•    Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе занятия изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…
•    Формирование экологического воспитания…             

 

Таким образом, на занятии педагог решает многие задачи (цели). 

Дидактические цели занятия определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы. 

 

Категория: В помощь педагогу | Добавил: metodist
Просмотров: 683 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar