Воскресенье, 06.10.2024, 21:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог файлов


Методическая разработка семинара
[ Скачать с сервера (38.1 Kb) ]25.01.2016, 09:08

Цель семинара: знакомство с особенностями личностно-ориентированного подхода в образовании, повышение профессионального уровня и педагогической грамотности педагогов. Форма проведения: образовательный семинар с элементами групповой работы.
План семинара.
1. Практическое задание для педагогов "Салфетка".
2. Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе – Лукьянова О.А., методист
3. Методы и приемы проблемного обучения на занятиях студии: «Шпилька» - Трухачева Ю.С., педагог дополнительного образования.
4. Личностно – ориентированный подход на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества: «Меланж» - Оленникова Е.Н., педагог дополнительного образования.
5. Дидактические игры как средство осуществления личностно-ориентированного подхода на занятиях объединения «Байтик» - Хабарова И.В. , педагог дополнительного образования детей.
6. Практическая работа в группах: «Найди консенсус»
7. Коммуникация – условие осуществления личностно-ориентированного подхода - Лукьянова О.А., методист.

ХОД СЕМИНАРА
СЛАЙД №1
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим наш первый совместный методический семинар. И на данном этапе я предлагаю вам выполнить небольшое практическое задание. У вас на столах лежат листы бумаги. Каждый из вас, должен выбрать один лист.
Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол
(кто-то будет сгибать пополам вдоль, кто-то - по диагонали; кто- то будет отрывать правый нижний угол, а кто-то - верхний), так делают 4 раза.
Затем развернуть лист, показать ее всем участникам.
Вывод: Ни одного одинакового листа не будет, как нет двух одинаковых личности.
Каждый учащийся нашего учреждения является личностью. Личностью требующей развития.
Таким образом, тема нашего семинара: Личностно-ориентированный подход в деятельности учреждения дополнительного образования детей.
В течение 2 дней работы нашего семинара мы с вами рассмотрим не только особенности данного обучения, но и его специфику.
СЛАЙД 2
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.»
(Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. – 2003. - №6)
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование.
Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного обучения.Тем более, что одной из важных задач стоящих перед нашим учреждением является:
• Обучение, обеспечивающее право каждого воспитанника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его творческого потенциала.

Личностно-ориентированное
образование

это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности учащегося исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
• Разноуровневый
• Дифференцированный
• Индивидуальный
• Субъктивно-личностный
Особенность данного подхода заключается в том, что в центре образовательного процесса стоит учащийся с его интересами, мотивами, склонностями, способностями.
СЛАЙД №3

Личностно – ориентированное обучение базируется, в первую очередь, на основе личностного опыта воспитанника. Именно поэтому педагог точно должен знать уровень подготовки учащегося, а также уровень его способностей. В противном случае необходимый эффект достигнут не будет и, соответственно, ни о каком личностно – ориентированном отношении при подобном подходе к обучению детей, без учета уровня способностей каждого из них, речи и быть не может. С целью организации образовательного процесса сегодня в учреждениях дополнительного образования используются различные технологии обучения, методы и приемы:
Слайд №4
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода представлены на слайде:
• Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
• Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
• Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
• Педагогические технологии адаптивного обучения
• Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
• Игровые технологии
• Технологии развивающего обучения
• Проблемное обучение
• Технология уровневой дифференциации
• Технология индивидуального обучения
• Коллективный способ обучения

Особенности личностно-ориентированных технологий
ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Рассмотрим СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы
• стимулирование к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
• использование дидактического материала, позволяющего выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценка деятельности не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
• поощрение за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учащихся в ходе занятия, выбор и оценку наиболее рациональных;
• создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому воспитаннику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения.

Слайд №5
Отличия личностно- ориентированного от традиционного занятия в учреждении дополнительного образования просматриваются:
-в организации самого занятия и деятельности на нём;
-в иной позиции педагога по отношению к воспитаннику и к учебному процессу, к роли педагога в нём;
-в иной позиции самого учащегося как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция учащегося);
Личностно – ориентированное обучение должно быть построено по совсем другому принципу, чем традиционное. В частности, логика построения самого изучаемого предмета должна в первую очередь согласовываться и учитывать особенности восприятия информации воспитанником. И только после этого, в том случае, если это не противоречит интересам самого учащегося, может учитываться интерес педагога и особенности образовательной программы.
Так, например, в основном процесс обучения построен по принципу «от простого к сложному». С одной стороны, это совершенно правильный подход – ведь невозможно изучать высшую математику, не зная цифр. Однако очень часто в процессе обучения можно смело отступать от программы, позволяя ребенку в первую очередь изучить то, что ему интересно в данный момент. И только потом, когда ребенок будет готов, все то, что положено по программе.
Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. К огромному сожалению, личностно – ориентированное обучение в нашей стране пока что находится в экспериментальной стадии. И поэтому педагоги очень сильно связаны практически по рукам и ногам – ведь им необходимо за определенный, строго ограниченный рамками программы срок, дать всем детям без исключения определенный объем того или иного материала. И для того, чтобы справиться с данной задачей и при этом не нарушить основные базисные принципы личностно – ориентированного обучения, требуется очень высокий профессионализм педагога.
И на данном этапе я хочу предложить вам небольшое практическое задание, которое называется: «Найди консенсус»

Создаются группы по 4 человека. Предлагаются расчерченные листы бумаги.

Предлагаю каждой группе выработать коллективное мнение с учетом личностно-ориентированного обучения.
На утверждение о традиционном занятии, каждый член группы должен в своем углу листа сформулировать свое мнение с учетом личностно-ориентированного подхода.
После, группа обсуждает высказанные идеи и должна придти к единому мнению
Группа формулирует единое мнение / решение заносится в центральном секторе листа бумаги
Один из членов группы представляет всему коллективу согласованное решение своей группы по данному вопросу. Можно привести примеры из опыта работы по данной теме.
Например:
На традиционном занятии педагог воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность
Предполагаемый ответ: при личностно-ориентированном подходе в обучении педагог использует дидактический материал с учетом особенностей восприятия учащимися учебного материала. Пример из опыта работы.
Утверждения о традиционных занятиях для педагогов:
1. На традиционном занятии педагог определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
2. На традиционном занятии все учащиеся выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной педагогом. Педагог планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу
3. На традиционном занятии используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учащихся.
4. На традиционном занятии
• Учащиеся самостоятельно не формулируют цель учебной работы
• учебная задача формулируется педагогом
• деятельность воспитанников контролирует педагог
• самоанализ не поощряется

И сейчас я предлагаю прослушать доклады об использовании методов и приемов технологий личностно-ориентированного подхода.

1. Приглашаю Трухачеву Юлию Сергеевну, педагога дополнительного образования, руководителя студии «Шпильки».
2. Приглашаю Оленникову Екатерину Николаевну, педагога дополнительного образования, руководителя объединения: « Меланж»
3. Хабарову Ирину Витальевну, педагога дополнительного образования, руководителя объединения: « Байтик»

Одной из главных условий для осуществления личностно-ориентированного подхода педагогиче¬ской профессии выступает коммуникация, или общение педагога с воспитан¬никами.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
1. характеристики речи:
1. четкая дикция,
2. выразительность;
2. личностные особенности:
1. общительность,
2. открытость,
3. умение слушать и чувствовать людей.
Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
И сейчас я предлагаю каждому участнику семинара достать вот из этой шляпки одну из заповедей педагогического общения и прочитать ее в слух.


ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

(Ф. Гизбург)

1. Манерам подражая проповедника,
ориентируй речь на собеседника.

2. Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».

3. Стремись изучать детей настроение,
Их мимику, жесты и глаз выражение.
Какие они вчера и сегодня,
Какие с утра и какие в полдень,
Что говорят они смехом, слезами...
Учись себя видеть детей глазами!
4. Не ограничивайся только информацией.
Воздействуй, наблюдая за реакцией.
6. Умейте слушать вдумчиво, внимательно
и завоюете ребенка окончательно.
7. По пустякам не возникать! Конфликты нейтрализовать!
Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!
10. Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему,
Начинай с вопросов: «Почему?»,
«Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?»,
Инициативен будь притом.
11. Любите детей, будьте вежливы с ними.
Они в любом возрасте очень ранимы...
12. Полнее используйте роль одобрения
и избегайте шаблона в общении!
13. «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
14. Фамилия редко бывает нужна. Запоминайте детей имена!
15. В игре и спорте, танцах и работе — везде пример вы личный подаете.
Нельзя об этом забывать.
Собой учитесь управлять.
16. Чтоб уважения детей добиться, слово и дело должны сходиться!
17. Вы должны оптимизмом лучиться,
Пусть даже с риском потом ошибиться.
20. Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.
21. Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.

22. Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!
И персонально отвечайте, о том, друзья, не забывайте...
Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
24. Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
25. Старайтесь все о детях знать, контакты личные искать.
28. Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».
29. Не будьте скучными, банальными,
Старайтесь быть оригинальными.
Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте...
30. Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь.
От этого авторитет
ваш вовсе не сойдет на «нет».
32. Интересуйтесь не периодически
детей усталостью физической, психической.
33. «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.
34. Наедине все выясняйте и перед всеми не ругайте.
Не унижайте их при всех.
Ведь убивает даже смех!
37. Наказывать работой непедагогично.
Но если так — трудитесь с ними лично.
Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них страдают.
38. Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь признаться в этом.
39. Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!

Категория: Методические разработки | Добавил: metodist
Просмотров: 1821 | Загрузок: 67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar