Воскресенье, 06.10.2024, 20:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Методическая работа МОАУДО "ДДЮ"

Каталог файлов


Волшебное кружево
14.05.2018, 08:12

Волшебное кружево

Разделы: комбинированное занятие рассчитано на 2 академических часа с перерывом между ними 10 минут

Цели и задачи.

  • В доступной, увлекательной форме познакомить с историей кружева
  • Дать представление о техниках изготовления кружева
  • Виды кружев и, особенности русского кружевного плетения
  • Создание аксессуаров с использованием кружева
  • Развитие познавательной активности воспитанников,
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, национальным ценностям и традициям

Оборудование: компьютер, проектор, образцы кружева, колье и серьги из кружев (готовое изделие для демонстрации)

Ход занятия

Вступительное слово педагога:

Добрый день дорогие друзья. Сегодня мы продолжим изучение раздела материаловеденье и разговор наш пойдет о кружевах, но прежде чем погрузиться в эту кружевную сказку давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых урока материаловеденья.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Кроссворд

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10839_85a6d1376fbec2e8a9230f3116a8a791.jpg.jpg


1 - одежная фурнитура, вид застежки, инструмент для вязания;
2- деталь верхней одежды для ее подвешивания (хранения в подвешенном состоянии);
3- накладная деталь в фартуке ( одежде) для хранения вещей;
4- последовательный ряд стежков на ткани;
5- вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды, змейка;
6- одежная фурнитура, вид застежки для застегивания женских и детских платьев, пальто, меховых шуб вырабатываются из стальной или латунной проволоки различной толщины.

Ответы: 1-крючок, 2-вешалка, 3-карман, 4-шов, 5-молния, 6- петля

С заданием вы справились, и теперь я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и познакомится с историей появления кружев (Демонстрация картин разных эпох «Дамы в кружевах») Но прежде чем начать хочу прочитать вам такое стихотворение;

 

Я примеряю кружева,

Они ложатся мне на плечи...

Слегка шурша, в осенний вечер

Тихонько падает листва.

Я примеряю кружева…

Их свет чудесный душу лечит,

Как теплота сентябрьской встречи

И друга добрые слова.

Я примеряю кружева…

Переплелись у мастерицы

В узорах сказочные птицы

И приворотная трава.

Я примеряю кружева...

Из всех зеркал — глядит царевна.

Всё рукотворное волшебно -

Права народная молва...

Касаясь робко колдовства,

Дыша в немом благоговенье,

В мечтах познать секрет плетенья -

Я примеряю кружева...

 

 

Просмотр демонстрации и объяснение нового материала. Cведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов. На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами.
Кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы, появилось на рубеже XV и XVI вв. До этого времени в странах Западной Европы были известны различные виды ажурной вышивки, явившейся, по существу, подготовительным этапом в истории развития кружев. Наиболее близким предшественником кружева следует считать ажурную вышивку, выполненную в технике строчки по разреженному полотну. (Мережка)
Первое кружево имело очень образное название стежок в воздух (punto in aria). Оно уже не имело своей основой ткань, а выполнялось иглой петельным швом по узору, нарисованному на бумаге.

Начиная работу над шитым иглой кружевом, мастерица прокладывала по контурам нарисованного на пергаменте узора толстую нитку, прикрепляя ее мелкими стежками к пергаменту и подложенному под пергамент полотну. После этого все пространство, ограниченное контурной ниткой, являвшейся как бы остовом орнамента, заполнялось петельным швом. Отдельные детали орнамента соединялись тонкими связками, сделанными также петельным швом. Когда работа заканчивалась, между пергаментом и полотном продевались ножницы, наметка разрезалась и кружево отделялось от нарисованного узора.

Одновременно или несколько позже появляется и кружево, плетенное на коклюшках. Для плетения кружева бралась особой формы подушка (валик), к которой прикреплялись концы ниток, намотанных другими концами на коклюшки, имеющие вид катушек с удлиненными рукоятками. На подушку накладывался так называемый «сколок», т.е. нарисованный на бумаге узор с проколотыми в местах пересечения линий узора дырочками. Плетя кружево, мастерица вкалывала металлические булавки в дырочки сколка и, перекидывая коклюшки друг через друга, скрещивала нити, оплетающие булавки. По мере движения работы, следуя сколку, кружевница втыкала новые булавки, вынимая старые из уже сплетенного кружева.

Кроме того, существует вязанное кружево для его создания используют спицы или крючок примером может служить Ирландское кружево, суть данной техники в том, что полотно собирается из отдельно связанных мотивов (чаще всего растительного характера), соединенных в единую композицию. Но о нем мы поговорим чуть позже

Италию принято считать родиной кружева. Славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево.

Венецианские кружева

Впервые кружево заявило о себе громко в 1363 году и стало предметом закона, изданным королем Англии Эдуардом III, запрещающий ввоз иностранных кружевных вуалей. Таким образом король пытался защитить внутренний рынок.

"Виновником" рождения кружев конечно же стала мода. С конца XV века входит мода на огромные воротники, волнообразно окружавшие шею, которые назывались "фрез". Их края украшали зубчиками, которые были сначала еле заметными. Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Фламандские кружева

Если в XVI — XVII вв. ведущей страной по изготовлению кружев была Италия, то в XVIII в. она теряет свое значение и на первое место выступает Фландрия (ныне Бельгия) Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. В первой половине XVII века повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется тонкой сеткой c тюлем с мелкими ячейками одинаковой формы. Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко. Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских, спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское. (Исторические факты: Знаменитые брюссельские шитые кружева делали из льна. Для этого требовалась очень тонкая льняная нить, получившая название брабантской. Ее прядением из влажной кудели занимались девочки до десяти лет с самыми чувствительными пальчиками.)

Французские кружева
Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи, выписывая кружево из Италии и Фландрии, где они достигли уровня произведения искусства, тратили на них огромные деньги.Кружева использовались в украшении женского и мужского платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами же обшивали сапоги, и даже внутреннюю часть экипажей. Французское правительство не могло остаться спокойным, наблюдая значительный отток денег за границу, причиной которого являлась страсть подданных к ношению дорогих иностранных кружев.

В конце XVII века министр Кольбер, преданный поданный Короля Солнца основывает королевские мануфактуры, с целью распространения производства кружев внутри Франции. Для этого выбираются города Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймс и др. Из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии 200. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдававших иностранцам секреты своего производства, поэтому они были вынуждены вернуться на Родину, успев, однако, научить француженок. Успех предприятия превзошел все ожидания. Французские ученицы со свойственным им природным утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм.

Мировую славу приобрело алансонское шитое кружево "point a l’aiguille", оставшееся непревзойденным по красоте и исполнению.

Город Валансьен стал известен кружевом point Валансьен в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. А узор не имел рельефности, в следствие чего кружево было удобно в использовании и уходе.

Черное шелковое Шантильи – еще один прославленный вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII столетии Екатериной де-Роган.

Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками - орнаменталистами,

Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты! А что же Россия?

По настоянию Петра I в Россию были приглашены брабантские монахини, которые обучали монастырских послушниц своему искусству. Русские мастерицы создали свои собственные кружева — вологодские, елецкие, рязанские, одоевские — и свои узоры: «рыбка», «денежка», «мельница», «снежинка», «протекай речка»… Ввели в орнаменты цветные нити, придав русскому кружеву живописность от сочетания небеленого льна с синей, красной или черной нитью. В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные — Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский, Кадомский вениз. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева

Ирландское кружево

Старинное ирландское кружево по своей красоте и сложности исполнения находится на грани виртуозного ремесла, и даже искусства. Однако предысторию возникновения ирландского кружева можно со всей уверенностью назвать трагической. В средине XIX века на Ирландию обрушился разрушительный голод. Известный исторический факт, который поглотил миллионы человеческих жизней, – Ирландский картофельный голод, пришелся на 1845-1849 годы и унес 30%, населения.Для того чтобы выжить, людям был необходим дополнительный заработок. И этим заработком стало производство кружев. Торговля кружевами была выгодной. Изобретательницей способа плетения кружев крючком стала мадемуазель Риего де Бланкардье, отцом которой был франко-испанский дворянин, а мать – ирландка. Мадемуазель де Бланкардье придумала способ вязания кружев, напоминающих Венецианские кружева. Что в значительной мере сокращало время на его производство. Отличительной чертой ирландского кружева является то, что оно не плетется единым полотном. Крючком вывязываются отдельные мотивы (цветы, розетки, листья, завитки и т. д.), которые затем соединяются в едином узоре на сетке. Такой способ производства позволил разделить труд, в соответствии со способностями. Так, каждому вязальщику отводилась своя работа: кто-то вывязывал листики разной формы, кто-то занимался цветами и розетками, у кого-то прекрасно получались завитки или другие элементы узора. А кому-то в конечном итоге нужно было создать неповторимый общий рисунок узора. Изготовление кружев было под силу любому члену семьи. Основная ценность ирландских кружев в том, что они остаются уникальной ручной работой.

Давайте сделаем небольшой перерыв, а затем посмотрим, как используется кружево в современной моде и изготовим бижутерию и использованием кружев. (10-ти минутный перерыв)

Перед тем, как продолжить наше занятие предлагаю ответить на несколько вопросов, я раздам вам карточки, в которых указаны вопросы нужно будет дописать ответ. (Закрепление полученных знаний)

  1. Как называются крупные деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создаёт кружевной узор? (Коклюшки.)
  2. Тканная, нарядная полоска – окантовка для отделки сарафана. (Тесьма)
  3. Ажурный орнамент, получаемый техникой переплетения нитей без тканой основы. (Кружева).
  4. Как называется украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании в сочетании геометрических, растительных элементов. (Орнамент)
  5. сквозная узорчатая прошивка из ткани, получавшаяся при выдёргивании поперечных ниток из ткани. (Мережка)
  6. Плетея - это (кружевница)
  7. рисунок кружевного узора (сколок)
  8. подушка для плетения кружев – (валик)
  9. Как называется инструмент, используемый для вышивания? (Пяльцы)

С заданием вы справились, давайте продолжим наше занятие и посмотрим, как используется кружево в современной одежде и аксессуарах.

Как вы, наверное, заметили, кружево не утратило своей актуальности и в настоящее время, оно по-прежнему является одним из лучших украшений женской одежды, платья, выполненные из кружев поражают своей изысканной красотой. Предлагаю вам дома придумать и нарисовать праздничный вечерний наряд с использованием кружева задание выполнить в рабочей тетради.

А сейчас мы приступим к изготовлению аксессуаров с использованием кружева. (Демонстрация колье из кружева выполненное педагогом заранее и объяснение этапов его выполнения). Вы можете сделать аналогичное украшение, а можете придумать ваш вариант аксессуаров это может быть браслет, сережки, может быть бархотка или кружевной воротничок, думаю все вы люди творческие и у вас обязательно есть интересная идея. (Творческая работа воспитанников)

Оценка творческих работ воспитанников. (Самооценка воспитанников)

В заключении хочу еще раз напомнить вам домашнее задание (нарисовать праздничный вечерний наряд с использованием кружева)

Категория: Студия моды и стиля: "Шпилька" | Добавил: metodist
Просмотров: 346 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar